суббота, 14 апреля 2012 г.

Интегрированное занятие на тему "Вода"

Итак, начало положено. У нас прошло первое совместное интегрированное занятие.

Мы изучали, наблюдали, исследовали одно очень привычное для нас вещество - воду. Сколько же тайн и загадок, как оказалось, она хранит в себе!

В этот раз мы встречались в стенах нашего семейного клуба "Домовенок". Участвовали дети от 3 до 11 лет. Тема выбрана очень большая и емкая. Но мы справились!

Целью занятия было обобщить знания о воде, познакомить детей с интересными фактами о воде.
Мы ставили задачи: создать условия для проведения опытов с водой; организовать обмен информацией; подготовить и выполнить с детьми задания на тему "Вода".

 Оформление кабинета:
  • репродукции Ивана Константиновича Айвазовского
  • рисунки детей, иллюстрации к докладам на тему "Вода"

Сначала дети поделились друг с другом своими творческими наработками. Читали стихи собственного сочинения, рассказы и сказки о путешествии "Капельки". Такие у всех разные и интересные путешествия получились, аж дух захватывает )

Начало занятия. Смотрим, кто что принес.


Внимание! Далее очень много фотографий и даже видео!
Стас читает свои стихи о воде и сказку о путешествии Капельки
Милена читает сказку "Путешествие капельки Маргаритки"
Сказка про Капельку у Егора
 Стас проводил одно интересное исследование. Проращивал семена фасоли в разных видах воды: родниковой, из под крана, талой, купленной в магазине. Сегодня он делится своими исследованиями с нами.

Стас читает свой доклад "Вода которую мы пьем"

Еще дети дома нашли интересные факты о воде и подготовили доклады с собственными иллюстрациями.

Милена готовила доклад "Макушка айсберга". Что таят в себе айсберги? Чем они удивительны и интересны? Почему они не тонут в море?

Милена читает доклад "Макушка айсберга"

Егор нам рассказал почему летом бывает гроза, а зимой нет? Сколько воды в теле человека? Почему мы видим след от летящего самолета?

Егор делает доклад.
Велислава рассказывает о том, есть ли вода в космосе. Оказывается внутри кометы, например, есть вода!

Велислава читает доклад "Вода в космосе"


А это что такое?
По центру стола стоит загадочная бутылка, заткнутая пробкой, к горлышку привязана записк:

«КОСМИЧЕСКАЯ ПОЧТА
SOS! SOS! SOS!
Вещество из бутылки должно соединиться с точно таким же веществом! Помогите! Восстановите равновесие во Вселенной!»

 

Открываем бутылку, смотрим: там – жидкость.
- Да это вода!
- Откуда вы знаете? Осторожно! Может быть, это вещество с другой планеты!
- Давайте проведём исследование! Наливаем каждому немного этого вещества в стаканчик. - Если вы думаете, что это вода, докажите!

Дети дружно начинают изучать свойства новой жидкости. Имеет ли запах, цвет, текучесть, растворяет ли другие вещества и пр.

Дружно изучаем )

Юра и Лешик исследуют космическую жидкость.
Мила пробует растворить в ней кусочек сахара

Егор изучает свойства новой жидкости )
Веля растворила в ней акварельные краски. Это вода!
Стас растворяет соль, сахар, добавляет краски.
По мере исследования, фиксируем свои наблюдения на бумаге.

Мила и Веля исследуют новую жидкость
 Юра подготовил познавательные опыты с водой. Оказывается вода обладает очень интересным свойством, которое называется - поверхностное натяжение.
Если взять емкость с водой и аккуратно положить иголочку, то она не утонет, а будет плавать на поверхности.

Юра показывает опыт о поверхностном натяжении воды
Булавки действительно плавают на поверхности!
 А теперь попробуем положить булавочку на поверхность "космической жидкости", что происходит?

Космическая жидкость тоже имеет поверхностное натяжение, ура!
Еще один опыт от Юры. Смотрим, как кусочек мыла разгоняет плавающие в воде зубочистки в разные стороны, а кусочек сахара притягивает их. Кто скажет, почему? Проверяем это свойство и на космической жидкости.


А Егор со Стасом предложили достать из тарелочки с водой монетку, не замочив руки. Как это сделать?

Чудо, вода собирается в пустой стакан и монета остается на суше )))
 
Итак, мы доказали, что в бутылке обычная вода! Соединить ее с такой же жидкостью (как указано в записке), проще простого! Это мы легко исполнили)

Для подведения итогов была подготовлена небольшая презентацию с вопросами, ребусами и головоломками.
Смотрим презентацию, задумались )))
 Итак, некоторые выводы:

  • Вода не имеет запаха - с этим дети согласились.
  • Вода не имеет формы - спорный вопрос. В условиях невесомости вода имеет форму шара, и когда падает с высоты, капелька тоже имеет форму шара. При переливании вода принимают форму сосуда, в который ее наливают.
  • С тем, что вода не имеет вкуса дети отказались соглашаться, ведь взятая из разных источников, вода однозначно разная по вкусу. Хотя общепринято считать, что вода не имеет вкуса )))
  • Вода имеет поверхностное натяжение, это мы увидели своими глазами.
  • Вода может растворять другие вещества.
  • Вода текуча (даже отдельного опыта ставить не пришлось, она сама как-то оказалась на столе и потекла :))))
Но это еще не все!!!
Мы пили чай, слушали музыку великих композиторов (звуки воды, водопада, шум грозы), делились впечатлениями. А потом пошли играть.
Как здорово, что про воду можно не только говорить, но и ставить целые представления. У нас получился театр-экспромт о путешествии капельки )))

И это еще не все!
Дома дети оформят свои собственные книжки-раскладушки, их еще называют Lapbook, куда впишут, наклеят, нарисуют все, что нашли нового и интересного. Заодно и систематизируют свои знания. А на следующем занятии организуем выставку, чтобы посмотреть кто как оформил, насколько информационно наполнил свою книгу, чего нашел нового самостоятельно. Будут призы!

Все наши разработки мы предоставляем любознательным детям и их родителям бесплатно. Скачивайте, изучайте. Мы уже знаем из собственного опыта, что такие занятия не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Хочется узнавать больше и глубже.

Наша разработка Lapbook по теме вода. Схемы, кармашки, заготовки.
Сценарий нашего интегрированного занятия по теме "Вода". Ход занятия, текст для "проживания опыта" в театре-экспромт.

Интересные ссылки с опытами и не только:
Презентации для школьников и дошкольников
Физика для любознательных
Вода и ее свойства. Урок
Шуточные задачки
Свойства воды. Урок с презентацией.
Свойства воды. Урок (интересно)
Урок чистой воды
Гендель. Музыка на воде
Музыка природы
Звуки жизни
Айвазовский И.К. Произведения и биография

А теперь обещанные детям видео-ролики их выступлений )

1. Стас читает свое путешествие Капельки из тихого омута.


Милена читает путешествие Капельки по имени Маргаритка


Егор читает путешествие своей Капельки


Стас читает свои стихи о воде


Егор читает свои стихи о воде


Опыты с водой. Поверхностное натяжение воды.


Опыты с водой, кусочком сахара и мыла. Что происходит?


Театр-экспромт. Путешествие капельки воды. Часть 1.


Театр-экспромт. Путешествие капельки воды. Часть 2.


Если есть вопросы, пишите в комметарийх. С удовольствием пообщаемся )))

4 комментария:

  1. Спасибо. Я поделилась ссылкой на этот пост с другими мамами. Ваш опыт совместных занятий очень полезен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. дети и родители сами в восторге. И это не преувеличение. :)

      Удалить
  2. Скачала ваши мини книжки по теме "Вода". Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. чуть позже будут наши книжки-раскладушки по воде, заглядывайте. Давайте дружить домами :)

      Удалить